Транспорт России,
9 ноября 2009 г.
Защита для концессии
1256 просмотров
В реализации новой Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 гг.)" ставка сделана на государственно-частное партнерство. При этом почти 70% инвестиций в транспортную инфраструктуру планируется привлечь за счет частного бизнеса.
Появились уже и первые концессионные проекты: скоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург, Западный скоростной диаметр и Орловский тоннель в городе на Неве, новый выход на МКАД с федеральной трассы М-1 и другие. Правда, кризис сдвинул сроки начала реализации многих проектов, но тем не менее первые конкурсы уже состоялись. И встал вопрос о том, как обеспечить страховую защиту этих уникальных проектов. САО "ГЕФЕСТ" одним из первых разработало комплексную программу страхования проектов государственно-частного партнерства.
Страхование концессионных соглашений имеет долгую историю во многих странах - например, во Франции она насчитывает уже более полувека. Но для России это явление новое, и стандартов страхования подобных проектов у нас нет. Кстати, за рубежом страховщики участвуют в концессионном проекте с самой первой стадии разработки инвестиционного контракта и обеспечивают независимую и всестороннюю оценку потенциальных рисков. У нас в стране эта тенденция только начинает складываться. Так, при разработке концессионного соглашения по Западному скоростному диаметру в него включили приложение, касающееся требований к страховой защите, и они сформулированы на основе зарубежных аналогов. В процессе реализации проекта стандарты страхования, возможно, потребуют корректировок, но в целом это серьезный шаг вперед.
Сами страховщики пока еще только примериваются к проектам ГЧП.
Но в последние годы государственная политика диктует, чтобы объекты, строительство которых финансируется из федерального бюджета, обеспечивались страхованием на 100%. А частный инвестор, концессионер, не меньше государства заинтересован в страховой защите. Он может сам выступить страхователем либо распределить риски между другими участниками. Так, например, строительные риски может полностью передать генподрядчику. На стадии проектирования и строительства большую часть рисков можно минимизировать с помощью уже существующих и достаточно эффективно работающих видов страхования, таких как страхование строительно-монтажных работ, ответственности строителей и проектировщиков и предпринимательского риска. Что же касается эксплуатации построенных объектов, то с этим сложнее - до сих пор в нашей стране такое страхование не применялось. Практически все дороги у нас принадлежат либо государству, либо субъектам Федерации и муниципалитетам, и законом о бюджете пока не предусмотрено страхование их эксплуатации. Здесь многое для нас ново. Ведь частные инвесторы-концессионеры получат право на эксплуатацию своих объектов в течение 30 лет. Как рассчитать в этом случае стоимость страховки?
Впрочем, по мнению специалистов САО "ГЕФЕСТ", ничего в этом сложного нет. На этапе строительства расходы на комплексную страховую защиту могут составить в среднем 1% от стоимости проекта. А на этапе эксплуатации речь и вовсе идет о десятых и даже сотых долях процента! Страхование концессионных дорог будет стоить дешевле, чем любых других автомагистралей. Объясняется это тем, что концессионер строит дорогу для того, чтобы самому ее эксплуатировать и получать от этого прибыли, а не убытки, поэтому строит более качественно. А качественно построенный объект меньше подвержен и различным страховым случаям.
Кстати, эксплуатируемую дорогу можно застраховать, как и любую частную собственность. Специалисты САО "ГЕФЕСТ" нашли решение этой проблемы и разработали технологию страхования эксплуатируемых концессионных автомагистралей на основе имущественного страхования, которое покрывает, в частности, риски порчи или утраты дорожного покрытия, терминалов, с помощью которых взыскивается плата за проезд, объектов придорожной инфраструктуры и прочего.
Следует отметить, что проекты строительства транспортной инфраструктуры, реализуемые на основе государственно-частиого партнерства, как правило, очень капиталоемкие. Так, до кризиса проекты Западного скоростного диаметра и Орловского тоннеля под Невой в Санкт-Петербурге суммарно оценивались как минимум в 130 млрд. рублей. Такие проекты нельзя реализовывать без страховой защиты. За рубежом страховка - обязательное условие при заключении контракта с подрядчиками.
САО "ГЕФЕСТ", безусловно, планирует принять активное участие в конкурсах на страхование концессионных проектов. Компания накопила большой опыт страхования объектов, по техническим параметрам и инженерным решениям похожих на те, что будут реализовываться. Так, в числе застрахованных компанией объектов значатся: строительство автомобильной дороги Джубга - Сочи, первой и второй очереди кольцевой автодороги в Санкт-Петербурге, отдельных участков МКАД и четвертого транспортного кольца в столице, а также реконструкция аэропорта Пулково в городе на Неве. В этом году "ГЕФЕСТ" застраховал также реконструкцию участков федеральных трасс М-4 "Дон" и М-53 "Байкал".
Словом, он знает, как выстроить надежную страховую защиту.
При этом могут применяться различные схемы - тут выбор будет зависеть от концессионера. Возможно, по какому-то из проектов будет принята схема страхования с компанией-лидером во главе, а по другому возникнет пул страховых компаний типа консорциума, и это будет называться сострахованием. В общем, сколько проектов - столько и вариантов. Есть из чего выбирать.
Надо лишь не забывать о главном: от того, насколько качественно будет организовано страховое сопровождение первых концессионных проектов, зависит не только их успешная реализация, но и то, захочет ли частный бизнес и дальше вкладывать деньги в модернизацию транспортной инфраструктуры. Если захочет - будут у нас новые дороги. А если нет - так и останемся в плену бездорожья.
Вся пресса за 9 ноября 2009 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Строймонтаж страхование (CMR), Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
12 мая 2025 г.

|
|
Профиль (on-line), 12 мая 2025 г.
Когда полис ОМС может стать недействительным: как этого избежать и где проверить его статус

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 12 мая 2025 г.
РСТ: При потере или краже документов за границей обращайтесь в консульство или посольство

|
|
Эксперт-Юг, 12 мая 2025 г.
На агрострахование озимых культур в Ставропольском крае направили более 270 млн рублей

|
|
РИА Новости, 12 мая 2025 г.
Жителю Новосибирской области дали срок за диверсию на железной дороге

|
|
РИА Новости, 12 мая 2025 г.
Билайн запустил сервис по защите от мошенников с возвратом денежных средств

|
|
РИА Воронеж (Воронежское информационное агентство), 12 мая 2025 г.
В Воронежской области более 30 тыс гектаров посевов пострадали из-за заморозков

|
|
Sostav.ru, 12 мая 2025 г.
Чаще всего мемы в коммуникации используют ретейлеры, страховые и транспортные компании

|
|
Лента.Ру, 12 мая 2025 г.
Сельхозтоваропроизводителям Красноярского края возместят часть затрат на агрострахование

|
|
CNews.ru, 12 мая 2025 г.
Фонд ОМС Кемеровской области-Кузбасса модернизировал электронный документооборот с Directum RX

|
|
Банки сегодня, 12 мая 2025 г.
Великобритания ввела санкции против СК «Согласие»: седьмая российская страховая под ограничениями

|
|
Пресс-Лайн, Красноярск, 12 мая 2025 г.
Аграриям Красноярского края возместят часть затрат на страхование

|
|
Городовой, 12 мая 2025 г.
Электросамокатчики, готовьте кошельки: за аренду СИМ придется платить больше

|
|
Ставропольская правда, 12 мая 2025 г.
Аграриям Ставрополья могут возместить расходы на пересев пострадавших культур

|
|
Russia Today, 12 мая 2025 г.
В Госдуме назвали условия, при которых может быть недействителен полис ОМС

|
|
zakon.kz, 12 мая 2025 г.
Под страховой защитой: как Казахстан выстраивает инфраструктуру несырьевого экспорта

|
|
Российская газета онлайн, 12 мая 2025 г.
Страховщики выложили для общественного обсуждения новые справочники средней стоимости запчастей

|
|
SecurityLab, 12 мая 2025 г.
Теперь можно застраховать ответы ИИ, если они начнут вредить бизнесу

|
 Остальные материалы за 12 мая 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|